18.01.2022
Адаптация
ребенка в детском саду
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для
малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,
незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером
дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу
начинают капризничать и плакать. Существуют определённые причины, которые
вызывают слёзы у ребёнка:
·
Тревога, связанная со сменой обстановки
(ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной,
спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на
помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,
но чужих людей). К тому же с непривычки бывает тяжело подстроиться к режиму
(принять нормы, распорядок и правила жизни группы, в которую он попал).
·
Психологическая неготовность ребёнка к
детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с
индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда
ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
·
Отсутствие навыков самообслуживания. Это
сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
·
Избыток впечатлений. В ДОУ малыш
испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может
переутомиться и, вследствие этого, – нервничать, плакать, капризничать.
Как
помочь ребёнку справиться со стрессом?
- Несложные действия способны уменьшить
тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным
условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно.
Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения
дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня
(сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.
- В первые дни не следует оставлять малыша в
детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.
По прошествии 1 – 2 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка),
учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
- Каждый раз после прихода из детского сада
необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил
впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных
моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у
них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
- Если малыш плачет, стоит взять его на руки,
успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно
было намного больше.
- Желательно дома укладывать ребёнка спать
пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.
- В выходные стоит придерживаться режима дня,
принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
- Желательно дать ребёнку пару дней отдыха,
если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо
рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти
разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Рекомендации
по подготовке ребёнка к детскому саду
·
Прежде всего родителям нужно понять, что
дети моментально чувствуют, когда взрослые волнуются, это состояние передаётся
им. Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его
присутствии.
·
Каждый день оставляйте время на беседы с
ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его
туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо
заняться делами семьи).
·
Заранее спланируете прогулки на
территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории
детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь
гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
·
Ещё до первого посещения расскажите
малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие
воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
·
Расскажите ему, что в детском саду он
сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он
сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о
детском саде, покажите картинки (например, «Про Веру и Анфису»)
·
Обязательно поговорите с ним о роли
воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой
тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о
своих потребностях.
·
Поиграйте с ребёнком дома в игру
«детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в
детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему
на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения
малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и
взрослый.
·
Поддерживайте отношения с воспитателем и
другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и
поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и
творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
·
Конфликтные ситуации, недоразумения с
воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка.
·
Помните, что с началом посещения
детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью.
Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали
спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома.