Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение пообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры свердловской области Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575935 Директор/Заведующий Мамаева Ольга Ивановна Дата подписания документа 19.08.2021 14:05:23 (скачать) (посмотреть)
Фестиваль лучших инклюзивных практик в области дошкольного образования (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Во всех группах МБДОУ созданы условия для проведения учебных занятий с детьми с ОВЗ и инвалидами. В МБДОУ организована и функционирует ресурсная комната, оборудованные рабочие места психолога, логопеда.

Оснащение ресурсной комнаты:

1.

Наушники противошумовые

2.

Жилет с утяжелением 3 кг

3.

Сенсорный тоннель

4.

Сенсорное яйцо

5.

Продукция Планикс

6.

Бизидом

7.

Книжная продукция ( лабиринт)

8.

Соволет гамак

9.

Продукция Сималенд( игрушки, обуч материал)

10.

Набор дидактический «Начинаем говорить»

11.

Плитки « Сенсорный пол»

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют групповое помещение и помещения для дополнительных занятий для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно- гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Все материалы доступны детям, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту и особенностям развития и здоровья детей.

Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом с учетом развития детей в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья, так же детей с ОВЗ. Создана доступная среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическихкабинетах и группах.

Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на 4 раздела и включает в себя:

Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),

Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,

Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

Книги совместного пользования.

Методическая литература размещена по разделам:

«Физическое развитие»,

«Социально-личностное развитие»,

«Игра», «Коммуникация»,

«Экологическое воспитание»,

«Музыкальное развитие»,

«Художественная литература»,

«Продуктивная деятельность»,

«Конструирование», «Дошкольная педагогика»,

«Психология»,

«Познавательное»,

«Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).

В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, созданы библиографические списки по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам.

Ведется систематический каталог журнальных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд учитывается.


справка о наличии печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в МБДОУ доступны условно: так например физкультурный зал, спортивная площадка доступны и частично оборудованы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, вызванные нарушением речи, интеллекта, слухового, опорно-двигательного аппаратов, но не доступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья, вызванные проблемами со зрением.Хочу такой сайт

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сухой бассейнОказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психоэмоциональный фон
Плитка сенсорная жидкаяЖидкая или живаяплитка– панели из поликарбоната с цветным гелем внутри. Особенность такогопола– меняющийся рисунок.Плиткареагирует на малейшее прикосновение. При надавливании гель растекается, имитируя движение, а как только давление исчезает, поверхность .Прекрасный тренажер не только для развития фантазии, зрительной памяти, запоминания цветов, но и для стимуляции опорно-двигательного аппарата и удержания равновесия.Плитку«Сенсорныйпол» можно легко закрепитьнаполупрактически любой фактуры или использовать исключительно на время сеанса
Сенсорное яйцо СовыИнструментсенсорнойинтеграции, помогающий ребенку осознать себя по отношению к миру, прочувствовать границы своего тела, научиться им владеть, снять напряжение и стресс.
Световой столРазвивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику. Снимают мышечное напряжение. Помогают ребенку чувствовать себя защищенным.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Беспрепятственный доступ в здание образовательной организации осуществляется при помощи сотрудников МБДОУ, которые в рамках выполнения инструкции по оказании помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, помогут в перемещении по зданию МБДОУ, окажут всю необходимую консультативную помощь.Хочу такой сайт

В наличии Дорожная карта с 2016 по 2030 годы по улучшению доступности здания МБДОУ.

Обеспечение в МБДОУ комфортных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность:

Территория ДОО соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям. Оборудование помещений ДОУ и прилегающей к ней территории соответствует Паспорту доступности:

  • Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте
  • Ширина дверных проемов входа в детский сад позволяет свободный вход инвалидов-колясочников.
  • Имеютсязвукоусилители для массовых мероприятий
  • Имеетсязона отдыха (ожидания)
  • Имеетсяналичие и понятность навигации внутри организации.
  • Имеетсяналичие и доступность санитарно - гигиенических помещений в организации.
  • Вход в здание МБДОУ имеет безбарьерный въезд, на входеимеется пандусдля инвалидов-колясочников.

В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.

Парковка специальных автотранспортных средств инвалидов (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Расширенные входные группы (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Дублирование информации шрифтом Брайля (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Специальные условия питания

В дошкольной организации организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 -дневным меню.Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.3./2.4.3590-20. Данные условия приемлены для детей - инвалидов и детей с ОВЗ.Организация питания в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные условия охраны здоровья

В дошкольной организации созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития, в том числе для воспитанников с ОВЗ.
- рациональная организация двигательной деятельности детей (проведение занятий по физическому развитию, спортивных праздников и развлечений; проведение утренней гимнастики, гимнастика после сна; проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности);
- обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
- включение в работу с детьми комплексов дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики;
- организация сбалансированного питания;
- ежедневный режим прогулок;
- подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- кварцевание групповых помещений;
- осуществление консультативно-информационной работы (оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактическим мероприятиям для дошкольников - оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов, размещение информации на официальном сайте детского сада);
- формирование у детей, родителей (законных представителей), педагогов мотивации к здоровому образу жизни;
- привлечение родителей к участию в физкультурно - оздоровительной работе;
- обеспечение условий для успешной адаптации дошкольников к детскому саду.
В целях укрепления и сохранения здоровья детей в детском саду оборудованы и функционируют:
- зал для физкультурных и музыкальных занятий;
- прогулочные площадки, где созданы возможности для активной двигательной деятельности;
- медицинский блок, в состав которого входят медицинский кабинет, процедурный.
В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится антропометрическое измерение каждого ребенка, анализируется заболеваемость и, по заключению врача, определяется группа здоровья детей.

В нашей образовательной организации строго соблюдаются правила и меры безопасности. Воспитателями ведется строгий контроль за охраной здоровья воспитанников. В целях охраны здоровья детей в ДОО приведён в порядок и участок, на котором дети гуляют. Ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребёнка. Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются. Воспитатели не только обучают детей и развивают их умственные способности, но и следят за тем, чтобы здоровье детей не пострадало, а наоборот крепло и улучшалось. Вся жизнедеятельность ребёнка в ДОО направлена на сохранение и укрепление здоровья. Режим дня в ДОО соблюдается на протяжении всего дня.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольной организации существует локальная сеть, подключение к сети Интернет.В целях обеспечения доступности к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, на сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Воспитанники МБДОУ, в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ,не имеют самостоятельного доступак информационным системам и информационно-коммуникационным сетям.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями участвуют в образовательном процессе на общих условиях

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОРТАЛЫ

ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Министерство просвещения Российской Федерации

https://edu.gov.ru/Хочу такой сайт

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

https://minobrnauki.gov.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru/

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://window.edu.ru/

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://school-collection.edu.ru/Хочу такой сайт

«Федеральный центр информационных образовательных
ресурсов»

http://fcior.edu.ru/

КОЛЛЕКЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Сайт «Менеджер образования» - портал информационной поддержки руководителей
образовательных учреждений.

https://www.menobr.ru/

Информационно-правовой портал ГАРАНТ

http://base.garant.ru/

Российское образование Федеральный портал

http://www.edu.ru/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ - ПОРТАЛЫ

Сайт Рособразования

http://obrnadzor.gov.ru/ru/

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru/

Педагогические вузы России

https://edunews.ru/universities-base/spisok/pedagogical.html

Международная педагогическая академия
Дошкольного образования

https://mpado.ru/

Портал «Музеи России»

http://www.museum.ru/

Образовательные ресурсы сети Интернет

http://edu-top.ru/katalog/

САЙТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО

Журнал Обруч

http://www.obruch.ru/

Журнал Дошкольное воспитание

https://dovosp.ru/

Дошколёнок RU

https://dohcolonoc.ru/

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

https://urok.1sept.ru

Все новости образования

https://1sept.ru/

Социальная сеть работников образования "Наша сеть"

https://nsportal.ru/

Сайт для воспитателей детского сада

http://doshkolata.ru/

Дошкольник

http://doshkolnik.ru/

Дошкольная педагогика

https://doshped.ru/

Подготовка в школу

https://vscolu.ru/

Журнал Логопед

http://logoped-sfera.ru/

Логопед.ru

https://www.logoped.ru/

Дошкольники.org

https://doshkolniki.org/

Добрый сказочник (сценарии праздников, сказки, аудио-сказки, музыка, детские песни)

http://skazochnikonline.ru/

ДЕТСКИЕ САЙТЫ

Детский портал «СОЛНЫШКО»

https://solnet.ee/

МУЛЬТИ-РОССИЯ

http://www.multirussia.ru/

Теремок

http://www.teremoc.ru/

1001 Сказка

http://1001skazka.com/

Все для детей (раскраски, песни, стихи, наглядный материал)

https://allforchildren.ru/

Игровая комната

https://playroom.com.ru/

Сайт для родителей

http://www.tvoyrebenok.ru/

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, ДЕТСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Сайт для детей «Твой ребенок»

http://www.tvoyrebenok.ru/prezentacii_dlya_detey.shtml

Презентации по всем образовательным областям

https://viki.rdf.ru/


Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

  • мультимедийные комплексы
  • комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнения по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления
  • телевизор
  • магнитные доски и фланелеграфы
  • кинетический песок
  • песочница интерактивная
  • наборы дидактических игр, раздаточный материал, картинки для фронтальной, индивидуальной работы
  • наборы для развития ориентировки в пространства
  • настенные зеркала, индивидуальные зеркала
  • доска гладкая с зацепами
  • доска с ребристой поверхностью
  • мостик с качалкой
  • массажные дорожки здоровья
  • массажер для пальцев рук"Су-Джок"
  • тактильная дорожка
  • сенсорная тропа
  • сенсорные коврики
  • маты в ассортименте
  • мягкие модули
  • сухой бассейн
  • колокольчики
  • тренажеры внимания и памяти
  • тренажеры для развития дыхания
  • тренажеры
  • мячи разных размеров
  • спортивные уголки

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежития, интернат в МБДОУ отсутствует.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежития, интернат в МБДОУ отсутствует.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».